Логин / E-mail Пароль Регистрация Восстановление пароля
 
главная карповое удилище. история


|
16.01.2013
КАРПОВОЕ УДИЛИЩЕ. ИСТОРИЯ
История карпового удилища восходит к концу 40-х годов XX века, к эпохе, когда рыболовов-карпятников было настолько мало, что никто из производителей удилищ или рыболовного снаряжения ими не интересовался. С другой стороны, еще не была определена сама концепция карпового удилища. Следовательно, нужно было, чтобы кто-то ее создал.

Этот «кто-то» был великолепным человеком щедрой души, пионером в истинном значении этого слова, рыболовом, увлеченным поиском усовершенствований. Этого человека, ставшего в своей стране, Великобритании, настоящей легендой, звали Ричард Уокер (Richard Walker). Его первое удилище, задуманное специально для ловли карпа и выпущенное небольшой серией, называлось MARK-4.

Через несколько лет после войны Ричард обратился к некому Кертни Уильямсу (Courtney Williams) из фирмы Allcocks, мастерская по изготовлению удилищ, но этот господин объяснил ему, что рынок карповых удилищ не настолько значителен, чтобы оправдать затраты на разработку и производство такого товара. В довершение мастерская прислала Ричарду набор бамбуковых прутов с предложением ему самому изготовить карповое удилище собственной конструкции. Ричард этот вызов принял и прошел через три прототипа прежде чем создал «удилище своей мечты», концепция которого затем влияла на разработку всех карповых удилищ в течение многих десятилетий! Знаменитое удилище MARK-4 увидело свет в 1951 г.

Новая концепция карпового удилища.

 

MARK-4 было раскладным десятифутовым, приблизительно 3 м.,  удилищем мощностью 1,5 Lb и имело шестиугольное сечение, были вырезаны шесть кусков бамбука правильного треугольного сечения и затем склеены вместе в длину для образования шестигранного бланка. В плане оснащения бланка эта настоящая игрушка не оставляла желать ничего лучшего: два колена, разъем из упрочненной бронзы, пробковая рукоять длиной 67,5 см., первое и последнее кольца снабжены агатовыми втулками, а шесть промежуточных колец выполнены из хромированного никеля, кольца фиксации катушки и конус комлевой пятки из дюралюминия, многослойная лакировка... Однако отличие от других удилиш заключалось не только в отделке. У обычных удилищ, включая три прототипа самого Ричарда,  конусность бланка по всей длине оставалась постоянной (straight-taper). Эти удилища были одновременно тяжелыми, мягкими и длинными, а поэтому малопригодными для заброса тяжелых грузил или для вываживания и утомления крупной рыбы. Концепция MARK-4 была революционной: переменная конусность бланка, в комлевой части она больше, и добавление «ложного комля» (false butt) длиной 45 см, выполненного из цельного бамбука и спрятанного в пробковой рукояти. Эта новая конценция получила название compound-taper «комбинированная конусность».

Удилище MARK-4 сочетало в себе мощность и гибкость, восприимчивость и чувствительность, оно было способно забросить дальше и с большей точностью. Оно также позволяло хорошо контролировать крупную рыбу. Именно с этим удилищем Ричард Уокер сумел поймать легендарную Кларису (Clarrisa) - восхитительного чешуйчатого карпа весом 44 фунта (почти 20 кг). Это произошло 12 сентября 1952 г. на маленьком водоеме Редмайер-Пул (Redmire Pool), который впоследствии стал мифом в истории карповой рыбалки. Клариса оставалась самым крупным карпом, пойманным в Великобритании на удочку, в течение 28 лет. И только в июне 1980 г. этот рекорд был побит все на том же Редмайер-Пул, когда Крис Йетс (Chris Yates) вытащил на берег превосходного линейчатого карпа весом 51,5 фунтов (23,4 кг). Он был пойман на удочку MARK-4 Avon... старенькую двухколенку, изготовленную кустарным способом неким Ричардом!

Стекловолоконные карповые удилища

 

По сравнению со стариной бамбуком стекловолокно обладает многими преимуществами: оно имеет более высокие износостойкость и восприимчивость, оно легче, практически не имеет памяти, не требует ухода и стоит намного дешевле! Однако стекловолоконные удилища хорошего качества появились на рынке только в 1967 г. Их выпускали маленькими сериями во многих мастерских Великобритании. Знаменитое удилище тех лет - Теп-Теп производства фирмы Hardy. Изначально это трехметровое удилище с тестом 1,7 Lb было предназначено для ловли лосося на «мушку», но многие карпятники быстро сообразили, что по своей мощности и мягкости действия бланка, очень высокого качества оно представляет интерес в качестве удилища карпового. В течение 70-х рынок карповых удилищ стал наконец развиваться и на многих из них появились «большие имена», предлагающие различные концепции. Эти новые удилища, такие как Jim Gibbinson Clooper от Джима Джибинсона, Jack Hilton Fast-Taper от Джека Хилтона (значительная конусность) или же Gerry Savage Stepped-Up от Джери Сейвиджа (усиленное), были более длинными (11 футов, т. е. 3,35 м), более мощными (от 1,8 до 2 Lb) и более жесткими. Конечно, эти удилища позволяли забрасывать дальше и использовать нейлоновые лески диаметром 0,28 и даже 0,30 мм (для ловли в закоряженных водах), однако они не приносили таких же ощущений, как параболические удилища типа compound-taper, например, Alain Brown СТ (11 футов/1,5 Lb) - еще одно знаменитое удилище той эпохи. Оснащение этих удилищ изменялась в зависимости от года выпуска, мастерской, где они изготавливались, и запросов конкретного покупателя. У некоторых из них кольца были из дюралюминия, у других - из материала Fuji Hardloy (эти были дороже и тяжелее). Gerry Savage SU стало первым удилищем, пробковая рукоятка которого состояла из двух частей.

Первые карболовые карповые  удилища

 

Первые карповые удилища из карбона появились на рынке в середине 70-х. Они были либо легкими и слишком хрупкими, либо тяжелыми и чрезвычайно жесткими. Процесс их изготовления был плохо освоен, и конечная цена изделия была чрезмерной. Удилища Hardy и Bruce-and-Walker познали короткий успех, однако вскоре стало понятно, что они уступают стекловолоконным изделиям хорошего качества. Три английские фирмы создали удилища, которые стали исторической вехой и доминировали на рынке карповых удилищ почти десять лет. Компания Century Composites выпустила серию удилищ Armalite СРТ (Composite Progressive Taper - композитная прогрессивная конусность) и предложила рыболовам бланки, монтажные наборы (для оснащения) и полностью готовые, оборудованные удилища. Бланки Armalite были изготовлены из карбона и арамида (кевлара), волокна которых переплетались под углами 0° и 90°. Такая технология позволяла осуществить концепцию очень прочного бланка, имеющего малый диаметр и параболический строй. Гамма Armalite была обширной: удилища выпускались длиной от 11 до 13 футов и мощностью от 1,75 до 3 Lb. Конкурентом № 1 Century Composites была, безусловно, компания Tri-cast Composite Tubes, которая также «громко постучала в дверь» своей линейкой карбон-кевларовых бланков, имеющих иную концепцию. Волокна в Tri-cast пересекались под углами 0° (ширина), 90° (длина) и 45° (диагональ, за счет чего в бланке формировалась спираль), что позволило производить бланки очень легкие и чувствительные (с большой устойчивостью к деформации).

В качестве альтернативы изделиям Armalite и Tri-cast мы находим удилища с автографом Кевина Меддокса (Kevin Maddocks), изготавливаемые другой мастерской с хорошей репутацией: Simpson's of Turnford. Звездой линейки Меддокса стало считающееся многоцелевым удилище KMCF-1 длиной 11 футов и мощностью 2,25 Lb. Удилища Симпсон относились к типу dual-taper (компромисс между типами compound-taper и fast-taper). Они были жестче, чем Armalite и Tri-cast, и предпочтение было вопросом вкуса. Отделка этого нового поколения удилищ вначале казалась слишком футуристической (разделенная на две части дуплоновая рукоять, винтовой катушкодержатель Fuji FPS, одноножечные кольца типа Fuji с керамическими вставками из нитрида кремния или оксида титана), но вскоре стала настоятельно необходимой.
К 1985 г. линейка Меддокса пополнилась первыми удилищами, предназначенными специально для ловли на больших дистанциях, - серией Trident MPR (Maximum-Power- Ratio - максимальная передача мощности). Эти удилища, бланки которых были изготовлены из высокомодульного графита, предлагались в трех версиях: 11,5*V2,5 Lb, 12,5'72,75 Lb и 13,5*73 Lb! Изделия Trident, первые удилища с диаметром начального кольца 40 мм, были очень жесткими (вершинка действовала в стиле fast-taper) и рассматривались скорее в качестве инструмента для заброса, а не для ловли, однако... именно они вдохновили создание многих серий удилищ, которые увидели свет до конца 80-х годов.

 

Карповые удилища для французских условий.

 

Сейчас наметилась тенденция производить более длинные и более мощные удилища, и, если не принимать во внимание «армалиты» (которые все еще живы!), эти новые удилища уже не имеют ничего общего с базовой концепцией MARK-4. У этой тенденции есть объяснения. Вот уже несколько лет ловить карпа ездят во Францию. Карпы там огромны, как и водоемы, короче - все видится большим. В самой Франции карп становится популярным, и расширение в этой связи рынка поощряет и оправдывает инвестиции в развитие и внедрение новых технологий, касающихся изготовления бланков для карповых удилищ. И это правда, что рыболовные условия здесь очень отличаются. Водоемы более закоряжены, карпы более крупны и более боевиты, и порой искать их приходится очень далеко от берега.

Начиная с 1988 г. удилища Armalite и Maddocks хорошо прижились на французском рынке. Какое-то время они по праву считались здесь образцовыми. Затем постепенно появились Magnum Multiply (удилище, близкое к Trident и также изготовленное фирмой Simpson's of Turnford), Drennan Continental, Sherwood Жана-Луи Бюнеля (Jean Louis Bunel), новые версии Armalite, Tri-cast и Sportex (немецкий изготовитель бланка), подписанные французскими «оппортунистами», а также удилища Daiwa и Shimano. Все эти удилища были хороши, однако следует признать, что они либо имели параболический строй и были недостаточно упористы (слишком мягкие), либо были слишком жесткими и малоприятными при вываживании (плохо амортизировали и лишали чувственного удовольствия). По сути, все эти новые изделия были не лучше (а порой даже менее хороши!), чем удилища Armalite и Maddocks, которые держались на рынке вот уже 8 или 10 лет! Надо было дождаться начала 90-х, чтобы новые технологии позволили создать удилища действительно многофункциональные.

Легендарные карповые  удилища!

 

С 1990 г. на французском рынке появились два исключительных удилища: IMX, созданые Родом Хатчинсоном, и Wildie, созданые Домиником Одиге, которому эту «миссию» доверило французское предприятие Garbolino. Эти удилища отличаются от всех остальных, поскольку они несут в себе философию и знания двух выдающихся карпятников.


IMX, бланк которого выполнен на основе карбонового волокна IM-7, явился вершиной линейки удилищ, изготавливаемых вручную мастерскими Грейса (Greys) в г. Ам- вик (Великобритания). Его отделка (бланк небольшого диаметра, вид очень элегантный) безупречна. Род трудился над разработкой карповых удилищ с 1979 г. В течение 80-х он был у истоков создания таких удилищ, как Big-Pit-Special, Spirolite, Horizon (для ловли на больших дистанциях) и Sabre (параболического строя). В своих IMX он сумел найти превосходный компромисс между «орудием заброса» и удилищем, которое обеспечивает приятные ощущения при вываживании. Модель 137 3,5 Lb наилучшим образом подходила к французским условиям ловли карпа и пользовалась феноменальным успехом.

Другое удилище, ставшее настоящей легендой, - это, конечно, Wildie. Его бланк, как у «армалитов», выполнен из перекрещивающихся карбоновых и кевларовых волокон. Доминик Одиге сумел лучше воспользоваться достоинствами этих материалов за счет особой конусности бланка. В результате появилось чрезвычайно многофункциональное удилище, которым хорошо забрасывать оснастку и очень приятно вываживать рыбу. Удилище Wildie, выпущенное в серию с кольцами Fuji SiC, является промышленным изделием высокого качества. Его можно упрекнуть лишь за слишком скромную отделку, однако за счет непревзойденного соотношения цена/качество и благодаря разветвленной сети дистрибьюции это удилище побило все рекорды продаж (с 1990 г. было куплено более 15 ООО экземпляров!), и его бланк даже экспортировали в Великобританию - для французского карпового удилища это было событием доселе неслыханным!

Изготовив в течение 80-х немало удилищ для своих близких друзей и протестировав изделия, разработанные знаменитым инженером-дизайнером Кором Спинховеном (Cor Spinhoven) (которого считают лучшим изготовителем удилищ в мире!), в 1993 г. я наконец тоже поставил свое имя на карповом удилище, предназначенном специально для французского рынка.

Это удилище называется Orient Power Plus. Это изделие очень высокого класса, выполненное на базе бланка из материала бор/1М-6, которое отличается необыкновенной мощностью и многофункциональностью. Это первое карповое удилище, мощность которого варьируется благодаря прогрессивному строю (характеристике, полученной в результате создания комплексной концепции бланка). Несмотря на его высокую продажную цену (около 3000 французских франков), это удилище было хорошо принято во Франции и вскоре стало своеобразным эталоном в своей области.

Что дальше?

Несколько лет назад на смену удилищам IMX Рода Хатчинсона пришла линейка Dream Maker, в которой использованы последние достижения технологии в области создания карбоновых бланков и в которой шпиготное соединение колен уступило место обратному сочленению, более прочному и позволяющему значительно уменьшить диаметр бланка. Линейка Dream Maker была хорошо принята на европейском рынке, и эти удилища по сей день являются высококлассными и востребованными в числе первых.

Доминик Одиге продолжил свои исследования с предприятием Garbolino, направленные на дальнейшее улучшение характеристик карбон-кевларовых бланков. В 1999 г. он поставил свой автограф на другое высококлассное изделие, объединившее плоды всех его изысканий, - удилище Lady С, которым помечен дальнейший успех этого создателя легендарных удилищ Wildie и выдающегося карпятника! Сегодня Доминик продолжает сотрудничать с Garbolino с целью разработки новых исключительных удилищ, появления которых мы ждем с нетерпением.

Что касается Orient Power Plus, оно стало базовой моделью для разработки нескольких линеек превосходных удилищ, которые были выпущены одна за другой. Они были выполнены на основе бланков из HR-40 (иногда в сочетании с бором) - материала невероятно прочного и чувствительного, который в последние годы позволил создать несколько поколений первоклассных карповых удилищ. Знаменитая линейка Orient Power Millennium сегодня считается в этой области «вершиной вершин».

В последние годы свои автографы на удилища ставили и другие французские карпятники, однако существует огромная разница между просто удилищем с подписью рыболова (это чисто коммерческий трюк) и удилищем, которое было разработано от А до Я в тесном сотрудничестве с данным рыболовом.

  НАЗАД
комментарии [0]
оставить комментарий
Для добавления комментариев к статье "КАРПОВОЕ УДИЛИЩЕ. ИСТОРИЯ"
необходимо пройти регистрацию

Все права защищены © 2009 - 2018